«Безопасный город» - это система, которая будет контролировать и управлять городами в самое ближайшее время. Процесс в российских регионах уже идет полным ходом. Что же собой представляет АПК «Безопасный город»? Это комплекс, который позволяет объединить все службы и ведомства, и помочь им работать на безопасность граждан. Если конкретнее, то АПК представляет собой систему, которая получает всю необходимую информацию о ЧС, дорожной ситуации, выбросах в атмосферу, сейсмической, криминальной обстановках и т.д. Эти данные моментально обрабатываются, и также быстро принимается решение, как поступить в той или иной ситуации. Почти вся работа идет автоматически, система все время помогает оператору ЕДДС (единой диспетчерской службы), в базе есть вся доступная информация о потенциальных и реальных угрозах. По большому счету «Безопасный город» - это реальность, где все под контролем. И эта реальность уже наступает, не где-нибудь, а в России. Именно поэтому мы создали сайт, где рассказываем о том, как комплекс работает, в каких регионах запускается, и стоит ли его бояться, как «Большого брата». На нашей площадке встречаются разработчики, региональные власти и горожане, чтобы вместе отвечать на все эти вопросы.

         

Пакистан: опасный и гостеприимный

Военные на улицах, теракты, высокий уровень преступности, а еще болезни, о которых европейцы давно позабыли или не знали вовсе. О Пакистане много рассказывают, но не так много людей там бывали — что и говорить, направление, не самое популярное среди туристов. Мы съездили в пакистанский Лахор, чтобы рассказать вам о системе «Безопасный город», которую сейчас строят в этом десятимиллионном городе. А еще понять, так ли опасен Пакистан, как о нем рассказывают.
 
Осторожно, желтая лихорадка
 
О том, что в Пакистане есть пара-тройка смертельно опасных заболеваний, вы узнаете еще в самолете. В миграционной карте среди прочих будут вопросы, общались ли с зараженными и не поднималась ли температура. При выезде галочки «Да/Нет» нужно будет поставить напротив «желтой лихорадки» и «малярии». 
 
Местные жители советуют пить воду только из заводских бутылок, быть осторожнее с уличной едой и почаще мыть руки. Санитарное состояние улиц Лахора оставляет желать лучшего: мусор здесь повсюду, а горожане нередко ходят в масках. Впрочем, это не только защита от болезней, но и от пыли, в которой тоже нет недостатка. 
 
 
 
Платок, женщина!
 
Больше 90 процентов пакистанцев исповедуют ислам, и этот факт, конечно, накладывает отпечаток. Женщины ходят в платках, хиджабах и сари, мужчины — в камисах (удлиненные рубашки). Впрочем, к европейцам пакистанцы относятся снисходительно и много не требуют. Если вы не посещаете мечеть, то вполне можете обходиться светской одеждой, главное, не слишком оголяться.
 
Еще одно правило: не подавайте местным жителям левой руки, мусульмане могут подумать, что вы сознательно хотите их оскорбить. Дело в том, что в исламе, где особое внимание уделяется правой и левой частям человеческоого тела, левой рукой совершаются «грязные» дела
 
Красный свет и встречная полоса 
 
Страшнее желтой лихорадки и протянутой левой руки в Пакистане разве что дорожное движение. ПДД в исламской республике – это отсутствие ПДД. Самый опасный участник дорожного движения – водитель моторикши. Тот, что вез нас, например, решил, что до разворота слишком далеко, потому просто поехал по встречке. 
 
 
В десятимиллионном городе подобный маневр настолько рискованный, что вся жизнь пронеслась у нас перед глазами. Успокаивает только то, что к такому вождению в Пакистане готовы, мало того — здесь так ездят все. Уворачиваются от встречных машин, объезжают пешеходов на зебре, и неистово давят на клаксон, предупреждая, что будут двигаться на красный. 
 
Терроризм
 
Лахор – второй по величине город в Пакистане после Карачи. Он является столицей провинции Пенджаб, которая находится прямо на границе с Индией. Здесь, без преувеличения, опасно, поэтому по всему городу расставлены блокпосты, всюду автоматчики и колючая проволока. Лахор внешне живет по правилам военного времени, что понятно — только в 2017 году здесь произошло шесть терактов. 
 
 
Проверка автомобилей – это не формальность, как часто бывает в России. Полицейский обязательно пройдется с зеркалом по периметру машины, откроет капот, а потом багажник, проверит документы и пристально посмотрит в глаза. Вблизи важных объектов на дорогах появляются бетонные блоки, и автомобилям приходится двигаться «змейкой». Все для того, чтобы начиненная взрывчаткой машина не смогла набрать скорость.
 
 
БТР у аэропорта – тоже дело обычное. Проверки внутри гораздо более тщательные, чем это можно представить. Перед тем, как окажетесь у стойки регистрации, вам придется пройти два этапа контроля, на каждом из них – детальный осмотр. Детальный настолько, что может показаться унизительным. Поэтому женщин проверяют только женщины, и в отдельных кабинках.
 
 
«Безопасный город» 
 
В таких условиях дополнительные системы безопасности Пакистану просто необходимы. Год назад китайские инженеры начали строить здесь аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». Это система камер видеонаблюдения по всему городу, оценка рисков, мониторинг интернет-пространства, единая база данных для всех служб. В здании ситуационного центра сидят медики, пожарные, полицейские. У них есть доступ ко всей информации, и они всегда знают, где находится тот или иной сотрудник. 
 
 
Около восьми тысяч камер следят за обстановкой в городе. И уже есть первые результаты: время ответа на вызов за год работы комплекса сократилось двое, а количество уличных преступлений — примерно на четверть.
 
 
Со временем образование и медицина тоже будут интегрированы в систему. И, вполне возможно, жить и путешествовать в Пакистане станет безопаснее. Впрочем, пока ситуационный центр «Безопасного города» закрыт высоким забором, и охраняют его автоматчики. 
 
 
Гостеприимство и темперамент
 
Пакистанцы – народ гостеприимный и очень приветливый. Незнакомец вполне может поздороваться с вами на улице, а спустя десять минут знакомства пригласить на обед. Отказываться не стоит, это оскорбит пакистанца. Помочь туристу – тоже легко, это касается, как рядовых граждан, так и полицейских. Когда мы не решались перейти дорогу (зебра, как вы помните, для пакистанских водителей ничего не значит), к нам подошел сотрудник полиции и остановил плотное движение автомобилей, моторикш и мотоциклов. За что ему большое спасибо, переход пакистанской улицы для европейца – огромный стресс. 
 
 
Уже в финале нашего путешествия сотрудник аэропорта вызвался помочь и провел без очереди, благодарности не требовал, хотя и не стал отказываться. 
 
В общем, гостеприимство и желание помочь – определенно национальная черта этих людей. Правда, в том случае, если они считают вас другом. Один из россиян, что временно работал в Пакистане, рассказал, как ему пришлось бежать от толпы и спешно укрываться в отеле. Гнев народа вызвала бейсболка, на которой пакистанские мужчины рассмотрели американский флаг. Объяснять, что не американец и вещь сделана в Китае времени не было. 
 
 
Пакистан готов принять всех, кто ему не навредит. Нужно только знать несколько правил, и хотя бы одним глазком посматривать в сторону полицейских. Их здесь, к счастью, много.